Изначально в экспедицию собирались более 50 человек, на старт вышли шестеро. По словам организатора Евгения Захарова, уже перед началом пути с дистанции по семейным обстоятельствам сошёл один из участников, а в первые дни один из участников упал с мотоцикла и получил сильную травму. В итоге до финиша дошли четверо: Дмитрий Истомин из Тулы, Сергей Барц из Анапы - кстати, непосредственный участник стройки и двое новосибирцев - Евгений Захаров и Евгений Литвинов.
«Техника была специально куплена для этой цели. Даже не испытывали – оставалось лишь догадываться как она себя поведёт...»
Маршрут мотоэкспедиции пролегал от нулевой точки, города Тайшет, Иркутская область, до Советской Гавани. Его прохождение заняло ровно тридцать дней. Но фактически экспедиция началась четвёртого июля из Новосибирска. До Тайшета парни добирались также своим ходом.
«Самое неприятное – это травмы участников. Под конец пути уже зелёнки не хватало, поэтому на порезы просто не обращали внимания.»
Дорог нет – есть только напраление
Самое страшное с чем пришлось столкнутся мотоциклистам на пути – это природа. Однажды, выезжая из-за поворота, Дмитрий лицом к лицу встретил медведицу с медвежонком. Ни рёв двигателя, ни сигнал не произвели на хищников должного впечатления. Быстро сориентировавшись, Дмитрий развернул мотоцикл в обратную сторону, а «хозяйка тайги» проводила его взглядом.
«Я никогда в жизни так быстро на месте не разворачивался! И потом я долго не мог пятирублёвые глаза в порядок привести…»
Зачастую автодублёр БАМа заканчивался глубоким бродом – парням приходилось идти по железнодорожному мосту. А это очень опасно. Участники экспедиции утверждают, что такого количества адреналина нигде не получали. Даже после прыжка с парашютом.
«Мы не знали, когда пойдёт поезд. Это добавляет седых волос, знаете ли.»
Широка страна моя родная
Самое важное в экспедиции – это взаимовыручка людей. Вдоль железной дороги – деревни и сёла. И люди очень отзывчивые живут в нашей стране.
«Под конец на трассе встретились две девушки-мотоциклистки. У них слетели цепи, а инструментов нет. Ну как тут можно мимо проехать, конечно же выручили. Даже если на трассе просто остановишься отдохнуть, обязательно проезжающие мимо останавливаются и спрашивают, чем помочь и всё ли в порядке. В моменты, когда казалось, что дальше идти невозможно, на помощь приходят именно люди»
В Северомуйске участники экспедиции выручили гражданина Чехии. Он пробил камеру на колесе и провёл неделю в ожидании запасной камеры.
«Встречали как родных, готовы отдать последнее.»
Недостаток ресурсов, непроходимость местности, неисправность техники – всё это решали всей страной. Помощь оказывали и работники железной дороги.
«Для людей там нет понятия «какой-то бензин» - есть просто бензин. Там по запаху люди определяют откуда он. Открываю бензобак, а мне говорят: «О! Это вы заправились в Февральске!» Какой девяносто второй-пятый?! Написано «бензин» и всё! А какое там октановое число – одному богу известно. Однажды на полустанке, работник железной дороги привёз канистру с «большой земли» и без проблем с нами поделился. И когда мы разбавили наше «топливо» девяносто пятым – наши машины просто полетели!»
«Бензина там просто нет. Люди сливали отовсюду: с генераторов, с газелей, со скутеров!»
А вот бюрократических проблем парни не встретили. РЖД сделала для экспедиции официальные документы. Без труда открывали двери комнаты отдыха машинистов. Русское географическое общество помогло технически. Составили интерактивную карту, на которой видны «нюансы», которые помогают не заблудиться и не жечь дефицитное топливо.
«Там люди другие - абсолютно нематериальные. Они чётко понимают, что, если не помогать друг другу, сгинешь в этой тайге. Арифметика простая»
На удивление неплохо дела обстояли со связью. По всему БАМу есть связь. Конечно не 4G, но текстовое сообщение написать можно и карта работает.
Опасные моменты возникали на протяжении всей экспедиции, но команда достойно справилась с поставленной задачей. Шутка ли, пройти целиком БАМ. По словам Евгения Захарова до них этого никто не делал. Это приключение было незабываемым.
Неизгладимое впечатление на участников экспедиции оставил памятник строителям БАМа в городе Тында.
«Желаю каждому это увидеть своими глазами!»
За 100 километров от Советской гавани дорога-дублёр закончилась в принципе. Экспедиция была вынуждена идти по шпалам. Хорошо, что в это время на железной дороге было «окно».
В Благовещенске экспедиция остановилась на байкпосту «Чикаго».
«Мне говорят – ты же в отпуске был, отдохнул – а я понимаю, что после такого отдыха, нужен ещё отдых»
Даты следующей экспедиции пока нет, но Дмитрий уверен, что обязательно будут новые маршруты.
Фото: Дмитрий Истомин
Автор: Антон Бобро